ДЕНЬ АВТОРА БОЛЬНОГО ДИФТЕРИЕЙ

30_%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0

30 МАРТА

В этот день в 1746 году родился испанский художник Франсиско Гойя

 Среди работ великого испанского художника немало изображений боли, недугов и патологии, которая разрушает человека изнутри. Сегодня перед нами одна из них, написанная в период 1808 – 1812 гг. Ее называют «Лазарильо де Тормес» или «Дифтерия». По одной информации, на ней художник изобразил одного из своих сыновей, скончавшихся от этой болезни в детстве. Дифтерия оставила после себя в памяти многих поколений жителей Земли страшные шрамы, став причиной смерти многих тысяч людей. «Круп», «горлянка», «горловая чума», «горловая ангина или жаба» - много имен одной страшной болезни, волны которой эпидемиями накрывали мир на протяжении веков. Что говорить, следы этой болезни отзывались ужасом и в произведениях писателей-медиков двух последних веков – А.П.Чехова и М.А. Булгакова, боровшихся с ними во время своей медицинской практики. Вот как описывает другой писатель, Гюстав Флобер, ребенка, больного дифтерией и это во многом сходно с тем, что мы видим на картине Гойи: «Маленький пациент лежал тихо на подушке с повернутой набок головкой, вздрагивая постоянно бровями, в то время как крылья носа дрожали, расширяясь.  Его лицо было бледно, как простыня, а из горла при каждом вдохе исходил хриплый свист, который становился все короче и более сухим, почти с металлическим оттенком. Затем наступали опять страшнейшие приступы удушья, его грудь подергивалась в судорогах, в момент же передышки живот втягивался, как будто после быстрого бега он должен был задохнуться. Затем он погружался вновь в подушки с запрокинутой кзади головкой и широко раскрытым ртом». Франсиско Гойя изображает тщетные попытки взрослого освободить дыхательные пути ребенка от удушливых пленок, но исход, судя по всему, предопределен… Сегодня мы можем чувствовать себя относительно защищенными от этой древней болезни, которую описал еще Гиппократ. Иммунизация против дифтерии, которая с середины прошлого века стала обязательной и была широко внедрена в практику, позволила побороть болезнь, но она еще дает о себе знать, к сожалению, не только в живописи и литературе…